От чего зависит рост рынка мобильных банковских приложений
17.04.2015, 16:25,
(источник: Ассоциация Российских банков)
Все новости Банков России

Комментарии экспертов: Ирина Елисеева , Алексей Леоничев , Александр Попов
Статистика показывает, что рост популярности мобильного банкинга и мобильных платежей напрямую связан с увеличением количества пользователей смартфонов. По данным на декабрь 2014 года, 39% взрослых американцев имеющих мобильные телефоны и счет в банке, регулярно используют мобильный банкинг. Рост этого показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 33%.

Несмотря на столь обнадеживающие данные, западные аналитики предостерегают банкиров от излишнего оптимизма. По их словам, такой рост во многом обусловлен только лишь увеличением числа пользователей смартфонов, доля которых и в самом деле растет быстрыми темпами. Для сравнения: в 2012 году количество американцев, имеющих этот гаджет, составляло 52%, а, по данным на конец 2014 года, их доля составила уже 71%.

Если такое предположение окажется верным, тогда в скором времени рынок мобильных банковских приложений ждет новый этап.

Как только люди перестанут активно скупать смартфоны взамен своих старых, менее функциональных телефонов, может остановиться и рост числа пользователей мобильных банковских сервисов.

Именно поэтому многие западные банковские аналитики сейчас пытаются определить, насколько все-таки связаны между собой эти два показателя, и почему на самом деле люди пользуются мобильным банкингом – просто потому, что их гаджет подразумевает такую возможность или же потому что этот сервис реально удобен и необходим?

Парадоксы роста

В случае, если рост связан только лишь с распространением самих телефонных аппаратов, то тогда в скором времени мобильные финансовые сервисы выйдут на так называемое плато. Число пользователей мобильного банкинга среди тех людей, которые уже и так владеют смартфонами, за последние годы практически не менялось: в 2012 году оно составляло 50%, в 2013 – 51%. А в 2014 – 52%.

Среди мобильных финансовых сервисов наиболее популярной опцией на протяжении нескольких лет по-прежнему остается проверка состояния банковского счета, с помощью которой пользователи также могут отслеживать проведение транзакций по зачислению и списанию средств. Следом за этой услугой по степени популярности идут денежные переводы со счета на счет. Третье место в списке потребительских предпочтений занимает получение различных уведомлений от банка.

Интересно, что среди американских пользователей мобильного банкинга одной из популярных услуг является удаленное размещение денег на депозитах.

В прошлом году более половины пользователей мобильных банковских сервисов использовали свои смартфоны для размещения вкладов. Для сравнения: в 2013 году число таких людей составляло лишь 38%.

Несмотря на увеличение числа доступных опций, частота использования мобильного банкинга его постоянными клиентами увеличилась лишь незначительно. Исследования показывают, что за 2013 год среднестатистический потребитель пользовался своим мобильным банком четыре раза в месяц, а в 2014 году – пять раз. Что характерно, в 2011 и 2012 годах этот показатель также равнялся пяти.

Использование мобильного телефона для оплаты розничных покупок в точках продаж (POS) является пока что одной из наименее популярных услуг. Однако, как отмечают эксперты, в обозримом будущем эта опция станет более востребованной. Отчасти росту ее популярности будет способствовать технологический прогресс и более широкое распространение новых платежных сервисов, таких как Apple Pay или аналогичная опция от Microsoft, недавно анонсированная компанией.

Тем не менее западные эксперты считают, что активному росту популярности мобильных финансовых сервисов, предлагаемых банками, способствует традиционная консервативность большинства пользователей. Люди не слишком охотно берутся тестировать новые технологии особенно в части управления своими деньгами. И в этой связи одной из основных задач банкиров во всех странах мира, в том числе и в России, является активное и продуманное продвижение своих мобильных опций среди широкой аудитории.


Александр Попов
Cистема управления личными финансами EasyFinance.ru,
Генеральный директор

Рост популярности мобильных банковских приложений, безусловно, ограничен количеством пользователей смартфонов, однако пока этот рынок еще далек от насыщения, особенно в России. Во-первых, далеко не все банки имеют даже интернет-банкинг, не говоря уж о мобильных приложениях. А многие россияне обслуживаются более чем в одном банке, там что количество владельцев смартфонов не равно объему рынка пользователей мобильных банковских приложений – последний потенциально значительно больше. Во-вторых, мы все еще не преодолели проблему недоверия к финансовым сервисам в онлайне и в смартфоне. Последнее особенно актуально – тут пользователь не только обеспокоен утечкой информации (например, при взломе аккаунта), но и думает о рисках физической утраты смартфона, на котором хранится вся финансовая информация. Ну и в-третьих – рынок финансовых мобильных приложений не ограничен чисто банковскими продуктами, такими как мобильный банк. Мобильные банковские приложения – лишь первый этап развития финансовых мобильных приложений, со временем будет все больше расти околобанковская мобильная инфраструктура: приложения для учета финансов, такие как EasyFinance, мобильные кошельки и т.п. И чем лучше будет развит рынок мобильных банковских приложений, чем больше будет их проникновение, тем быстрее и активнее будут развиваться прочие мобильные финансовые сервисы.


Алексей Леоничев
Пробизнесбанк,
Начальник Департамента систем ДБО (ФГ Лайф)

Не вижу прямой связи продаж смартфонов с использованием мобильного банкинга. Как минимум потому, что любой человек, купивший смартфон, совершенно не обязательно начнет пользоваться финансовыми приложениями. Рост использования мобильных финансовых сервисов связан с потребностью безопасно и быстро что-либо оплатить или сделать перевод. Наличие смартфона не гарантирует такой потребности.
Чем более простым и безопасным будет становиться мобильный банкинг, тем более популярным он будет. Вряд ли этот вид доставки финансовых услуг клиенту станет единственным, так же, как несмотря на тенденции, рынки ПК, планшетов и смартфонов существуют параллельно. Я согласен с утверждением, что основная помеха –онсервативность пользователей. Мало кто любит эксперименты с собственными деньгами. Но у этого процесса есть и двигатель – мобильность как конкурентное преимущество. Малые суммы – малый риск эксперимента, а скорость –выигрыш в бизнесе.


Ирина Елисеева
Синко-Банк,
Начальник Управления по работе с клиентами и развитию бизнеса

Рынок мобильных банковских-приложений показывает грандиозные темпы роста. Для упрощения пользования услугами ведущие банки страны внедряют мобильный доступ ко всем финансовым продуктам. В ногу со временем идет и СИНКО-БАНК, который с недавнего времени предлагает пользователям платёжных карт подключиться к системе удаленного доступа к счету "HandyBank". Мы видим, что нашим клиентам необходим онлайн-сервис, пользоваться которым можно как с обычного компьютера, так и через мобильное приложение для смартфонов.

Раньше клиенты пользовались сервисом интернет-банкинга в основном для просмотра остатков по счетам. Однако сейчас, по мере развития технологий, клиенты привыкают к тому, что все сервисы для оплаты услуг присутствуют в мобильных устройствах. И дальше количество доступных услуг будет только расти.


© Банки России
Все новости Банков России
Исполнитель Проекта: Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд." и Информационное агентство "Выставочный МОСТ"