АРБ: требования по капиталу банков для размещения госсредств дают неконкурентные преимущества узкому кругу банков
27.10.2016, 17:23,
(источник: Ассоциация Российских банков)
Все новости Банков России

Текущие завышенные требования к капиталу банков, в которых могут быть размещены государственные средства, ставят банки в неравные конкурентные условия и создают угрозу рыночному функционированию банковской системы РФ.

Об этом говорится в письме Ассоциации российских банков (АРБ) в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по вопросу о разработке "дорожной карты" "Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг".

Ассоциация отмечает, что совокупная доля депозитов государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, государственных унитарных предприятий и организаций с участием государственных средств в уставном капитале на сегодняшний день значительно превышает размер денежных депозитов всех остальных вкладчиков кредитных организаций. Поэтому все кредитные организации одинаково заинтересованы в привлечении средств государственных организаций.

Однако действующее законодательство пошло по пути создания преференций на оказание финансовых услуг указанной категории клиентов, которые могут предоставляться очень узкому кругу банков. Такая позиция законодателя нередко объясняется необходимостью защиты государственных средств от не вполне грамотного ведения банковского бизнеса. Однако такие правила не всегда являются обоснованными, поскольку ограничивает конкуренцию на рынке банковских услуг, полагают в АРБ.

Одним из наиболее спорных критериев для определения перечня привилегированных кредитных организаций, в которых могут размещаться государственные средства в виде банковских депозитов, является минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организаций.

Так, например, временно свободные средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, средства страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступившие в течение финансового года в Пенсионный фонд, средства федерального бюджета в форме банковских депозитов, средства резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут быть размещены только в тех кредитных организациях, которые имеют собственные средства (капитал) в размере не менее 250 млрд рублей.

По мнению АРБ, указанные требования являются жесткими, поскольку создают необоснованные преимущества для небольшой группы кредитных организаций, обеспечивают им более выгодные условия деятельности путем передачи государственного или муниципального имущества, существенно ограничивают межбанковскую конкуренцию.

Так, например, в настоящее время указанным требованиям соответствует всего семь банков. Пять из семи банков являются банками с государственным участием. Получается, что государственные корпорации и организации с государственным участием предписывают своим дочерним и подведомственным организациям заключать договоры о получении финансовых услуг (открытие счетов, размещение средств на депозитах и т.д.) именно с государственными банками. Таким образом, государственные средства поддерживают ликвидность именно государственных банков. Это ставит частные банки в неравные конкурентные условия по сравнению с ними, а также создает угрозу рыночному функционированию банковской системы РФ, полагают в ассоциации. Узкому кругу банков предоставляется неконкурентное преимущество по сравнению с другими кредитными организациями.

АРБ отмечает, что действующее законодательство о защите конкуренции прямо запрещает недобросовестную конкуренцию, устанавливает запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также созданию дискриминационных условий, при которых хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению с другими.

Применение лимита собственных средств кредитных организаций нецелесообразно применять в качестве критерия для отбора "уполномоченных" кредитных организаций, поскольку специальное банковское законодательство уже применяет этот критерий для целей лицензирования банковской деятельности, полагают эксперты. Поэтому наличие у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, и соблюдение ею обязательных нормативов, должно признаваться достаточным основанием для допуска кредитных организаций к оказанию финансовых услуг государственным организациям, размещающим государственные средства на банковских депозитах, полагают в ассоциации.

АРБ просит ФАС включить позицию банковского сообщества в план мероприятий ("дорожную карту") "Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг".

© Банки России
Все новости Банков России
Исполнитель Проекта: Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд." и Информационное агентство "Выставочный МОСТ"